Школа без уроков

Педагогическая система Монтессори возникла в начале 20 века в Риме. Появившись как дом для детей бедного итальянского квартала, чьи родители работали целыми днями, идея выросла до целой системы, которая сегодня воплощается в образовательных учреждениях по всему миру. В 1949 году автор Монтессори-педагогики, Мария Монтессори, стала лауреатом Нобелевской премии мира за вклад в развитие педагогической идеи 20 века.
В разное время по системе Монтессори учились:
Ларри Пейдж и Сергей Брин — создатели поисковой системы Google;
Джимми Уэйлс – основатель Википедии;
Габриэль Гарсиа Маркес – писатель-прозаик, обладатель Нобелевской премии в литературе;
Джеффри Безос – основатель Amazon.com;
Вилл Райт – дизайнер компании TheSims;
Хелен Хант – актриса, получившая премию Американской киноакадемии;
Джошуа Белл – американский скрипач, обладатель скрипки Страдивари;
Билл Клинтон — 42 президент США;
Франсуа Миттеран — 21 президент Франции;
Принц Уильям и принц Гарри — английская королевская семья.
В России на данный момент действует 35 школ Монтессори, и планируются к открытию еще 15.
Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в специальной среде. Список пособий, которыми оснащается класс, сопоставим со структурой знаний человека, которые он осваивает в жизни, и включает основные зоны: зона повседневной жизни, математика, русский язык, космос. Так же обязательно присутствуют помещения для музыкальных занятий и физических упражнений. Педагог, ориентируясь на индивидуальные качества ребенка и его зону ближайшего развития, знакомит его с многообразием различных материалов, а так же правилами работы в группе. День за днем ребенок работает с материалами, которые находятся в свободном доступе, осваивая их в собственном темпе и в необходимой и доступной ему глубине понимания. Педагог ведет ребенка от одного уровня к следующему, постепенно вовлекая его в работу все с большим кругом материалов, и достигая все более глубокого освоения знаний.
О педагогике Монтессори, а тем более о её воплощении в рамках нашей образовательной системы много споров.
Кто-то считает, что это педагогика для детей с отклонениями в развитии, хотя сама М. Монтессори, начиная свою педагогическую деятельность с особенными детьми, в дальнейшем практически всю свою жизнь работала с обычными малышами из разных социальных слоев. Кто-то — что она не сочетается с государственными стандартами образования (на данный момент школы Монтессори проходят лицензирование, как и традиционные частные школы, а выпускники Монтессори-системы с успехом продолжают своё обучение в традиционных ВУЗах). Третьи воспринимают её, как педагогику вседозволенности, ошибочно воспринимая свободу выбора ребенком материалов для работы как свободу в её анархичном воплощении.
Нагромождение мифов и их разбирательство можно продолжать, но мы не будем. Мы просто предлагаем Вам посмотреть ролик о том, как работает самая обычная школа Монтессори и сделать свои выводы.
Динара Ахметшина