4 принципа расслабленного успеха

finschool

За последние десять лет финские школы стали практически именем нарицательным. Глубинная реформа системы образования позволила многократно повысить средний уровень учащихся и говорить о «финском образовательном чуде». И хотя в последние годы позиции Финляндии в международных рейтингах пошатнулись, она продолжает оставаться примером для подражания.

Качественное школьное образование — далеко не первое, о чем обычно вспоминают, перечисляя достоинства Финляндии. Однако в преподавательских кругах финская школа имеет практически легендарный статус. Точнее, имела — на радость критикам «слишком расслабленной» системы в 2012 году, впервые за все время существования образовательного рейтинга PISA, Финляндия провалилась с верхних позиций — и сразу за пределы первой десятки. Скорее всего, совпали несколько причин. Во-первых, конечно, оказал отложенное воздействие экономический кризис. Во-вторых, наконец дало о себе знать слабое место, на которое долгое время указывали педагоги — математика.

Даже будучи на вершинах образовательных рейтингов, финские школьники стабильно проваливались на международных олимпиадах по математике.

В средней школе обычно преподают только арифметику в ее бытовом ракурсе; алгебра начинается лишь в старших классах. PISA же тестирует 15-летних как раз на стыке этих уровней, и в исследовании 2012 года акцент был именно на математике. Так что Финляндия в одночасье осталась позади практически всей Юго-Восточной Азии.

Снижение рейтинга, возможно, связано и с образовательным туризмом. В предшествующие годы Финляндия фактически была местом паломничества для учителей и чиновников от образования со всего света. И дело даже не в том, кому этот обмен опытом помог больше — некоторые местные специалисты считают, что международное сотрудничество перетянуло на себя ресурсы, которые должны были пойти на развитие и доработку системы.

В конце концов, «финское образовательное чудо» случилось не за один день. На него потребовалось около 30 лет кропотливой работы, которая и к 2012 году, очевидно, еще не была закончена.

Провал на последнем тестировании PISA напомнил финнам о том, что нельзя останавливаться на достигнутом. Помогли ли консультации с иностранными специалистами и доработки последних лет, станет более-менее ясно только в следующем декабре, когда будут опубликованы результаты исследования за 2015 год. Предварительные данные по двум из трех предметов позволяют надеяться, что Финляндия вернется в первую десятку.

Легендарность финского школьного образования имеет обратную сторону. Когда его секрет пытаются свести к какому-то списку особенностей, неизбежно выплывают совершенно наносные детали вроде оформления конкретной классной комнаты, в которой побывал автор, или набора дополнительных предметов в отдельном учебном заведении. В Финляндии школы слишком автономны, чтобы концентрироваться на таких мелочах. Гораздо важнее базовые принципы и то, как далеко простирается их действие.

Доверие

Основополагающий принцип финской образовательной реформы — взаимное доверие. Учителя доверяют системе, следуя новым и, на первый взгляд, не всегда логичным методикам. Государство доверяет преподавателям: не устраивает никаких инспекций и проверок, максимально сокращает отчетность. Ученики и учителя доверяют друг другу: домашние задания и контрольные сведены к минимуму, а значит, и для всякого фаворитизма вроде любимчиков или «своего» класса места практически нет. Понятно, что своей жизнеспособностью такой подход во многом обязан общему низкому уровню коррупции в стране, но целиком списывать это на менталитет тоже неверно.

Свобода

В начале 90-х министерство образования полностью перестроило отношение к школьным программам. На государственном уровне регламентируются только ключевые компетенции. А как именно их преподавать и прочие детали определяются уже на местах. Учитель сам решает, как строить уроки — особенно это заметно в младших классах, где еще нет педагогов-«предметников» и один учитель ведет класс несколько лет, произвольно смешивая дисциплины.

Старшеклассники обычно сами выбирают свою нагрузку: трехлетнюю программу можно как растянуть на четыре года, так и пробежать за два. В этот период можно сделать выбор в пользу академического или, наоборот, прикладного обучения. С первым проще поступить в университет, второе — дает профессию сразу по окончании школы. При этом, как правило, одно не исключает другого: если в школе есть оба направления, то никто не запрещает ходить на предметы из обоих. Вообще, вся система настроена так, чтобы обучение можно было продолжать всегда.

Профессионализм

Все эти доверительные отношения и свобода стали возможны благодаря тому, что с 80-х годов государство полностью переформатировало профессию преподавателя: сделало ее творческой, желанной и, что важно, хорошо оплачиваемой. Работать в школу пускают только с дипломом магистра — либо, собственно, в педагогике, либо, в случае средних и старших классов, по своему предмету. Попасть в университет непросто — на преподавательские специальности конкурс превышает десять человек на место.

Подготовка педагогов чем-то напоминает интернатуру в учебном госпитале — значительное время они проводят преподавая и наблюдая, как это делают другие. Каждый такой урок заканчивается разбором полетов с другими студентами и профессором. Один из ключевых принципов — избегать монолога: для этого есть учебники. Цель учителя — воспитать привычку думать. Он задает ход самостоятельной работы, модерирует дискуссию, формирует интерактивный учебный процесс. Зачастую он находится в классе только для того, чтобы помогать отстающим.

Равенство

Равенство в финских школах возведено в абсолют. Отстающих подтягивают всеми силами (критики системы утверждают, что в результате школе нечего предложить одаренным ученикам). Дети с ограниченными возможностями занимаются вместе со всеми. Никаких углубленных классов, никакой сортировки на «сильные» и «слабые» группы. Питание бесплатное, и часто учителя, ученики и администрация едят в одном помещении.

С недавних пор родителям разрешили отправлять детей в любую школу, а не только по месту жительства, но эта опция не слишком популярна: особых различий между учебными заведениями нет, поэтому и учиться вдали от дома попросту незачем. Частных школ в стране тоже практически нет. Те, что есть, либо построены вокруг особых методик преподавания, либо делают базовым иностранный язык.

Артем Асташенков

Источник