О праве на мудрость

о праве на мудрость

Сейчас говорят о том, что бешеный темп научно-технического прогресса отнял у нас право на старость: на мудрость, на уважение, на спокойствие в окружении знакомых вещей, общественных ценностей, миропорядка. Раньше как: живёшь себе, лет до 80 дожил – герой своего времени, делишься опытом с молодёжью, и все тебя ценят. Жизнь в 80, в принципе, такая же, как была в 30. Сейчас же в зрелом возрасте можно оказаться с послужным списком работ на исчезнувших производствах. Причём некоторые из них успевали родиться и умереть в течение жизни одного человека. И какой опыт, какую мудрость могут ценить в тебе внуки?

Многие руководящие должности сейчас требуют мультиспециализации, специалист почти в любом деле должен быть уверенным пользователем персонального компьютера: чертёжник должен уметь не просто чертить, но чертить в специальных программах, врач – диагностировать и лечить с оглядкой на подсказки спец.программы, финансисты, экономисты и бухгалтеры – работать в спец.приложениях. Как и дизайнеры (одежды, ландшафта), архитекторы, художники, инженеры. Внук и рад бы спросить совета, да говорят они с дедушкой на разных языках.

Или нет?

Может, дело в ощущении нами самими себя – нужными? Что есть наш опыт: список выполненных работ или накопленные навыки? Освоение нового, адаптация к обстоятельствам, распределение времени, планирование, в том числе денежное, умение расслабиться и восстановить силы, переключаться между разными задачами, рисковать и принимать на себя ответственность за результаты. Вопросы создания и поддержания семьи, доброе отношение к детям, преодоление возрастных кризисов. Любовь. Счастье. Успех.

Все эти вопросы неизменно встают в жизни любого человека вне зависимости от темпа научно-технического прогресса. И порой только старшее поколение своим опытным спокойствием и ободряющей всёпонимающей улыбкой может подсказать решение. Разве важно, опускали они письма своей второй половинке в почтовый ящик на углу дома или отправляли в окошке браузера? Важно – как его написать. Важно – как создать и сберечь семью, «не потеряв отчаяния», сохранив деятельную надежду, сохранив свои «я» и создав «мы». Важно – уметь находить ответы на свои вопросы, и вторично, где: в Интернете или в библиотеке.

Как показывают геронтологические исследования, после 60 лет мозг человека при его должной тренировке продолжает развиваться. Мозг способен обрабатывать новую информацию, синтезировать её с уже известной и генерировать новые знания. Новые нервные клетки в мозге образуются, пока человек жив. Структуры мозга, отвечающие за эмоциональное состояние человека, с возрастом становятся более зрелыми и сбалансированными. Личностное и интеллектуальное развитие продолжается в течение всей жизни человека, и обновление и изменение – свойства не только молодости. Скорее, именно осознание смертности вызывает ощущение стабильности в череде неизбежных перемен: «всё течёт, всё изменяется». Переоценка ценностей, происходящая в возрасте 45-65 лет, может привести к большей вовлечённости в жизнь общества, большему удовлетворению отношениями с окружающими, дальнейшему умственному развитию, более взвешенным решениям и большей радости самой жизни. Появившиеся возможности начинать новую жизнь в 50 или 70 лет, обнародовать свои устремления и таланты в обход скептически настроенных редакторов и критиков всех мастей – заслуга того же НТП.

Дряхлость у нас впереди или мудрость чувствовать себя человеком – выбор за нами.

Наталья Ольховая