Собственное время человека

Павловский

Удивительную загадку решил российский учёный, исследуя признаки старения. В человеческом организме действует особый механизм, исчисляющий время, далеко не всегда совпадающий с возрастом по паспорту или биологическим возрастом. Можно «обогнать» свой возраст, а можно и «отстать» от него. И только от самого человека зависит, как он распорядится своим временем.

Возраст со дня рождения – это сколько лет человек прожил согласно паспортным данным.

Биологический возраст медики называют истинным возрастом человека, поскольку он отражает физическое состояние клеток организма. Кто-то и в 60 обладает отменным здоровьем и высокой трудоспособностью (как правило, это люди, сохраняющие жизнерадостный настрой, следящие за своим питанием), а кто-то уже в 30 чувствует себя развалиной.

О том, что человек живёт по времени, не связанному со старением тела, – по собственному времени человека – издавна говорят философы, но никаких естественнонаучных подтверждений этому найти не удавалось.

Геронтология – наука о старении – одна из самых древних наук. Уже тысячи лет назад люди не могли примириться с неизбежностью увядания: постепенной потерей силы, затуханием эмоций и страстей, нашествием болезней. Смерть – это неизбежность, от неё не уйдёшь. Но обязательно ли на долгом пути к ней терять всё то, что украшает жизнь? И хотя всё вокруг, казалось бы, не подтверждает такой точки зрения (процессы увядания вплоть до стадии дряхлости демонстрируют свою неизбежность и в животном, и в растительном мире), человек упорно искал способы остановить время. Может быть, интуитивно догадываясь, что он – существо особое, общим законам не во всём подвластное.

И также на протяжении веков врачи, попутно с изучением анатомии и поисками лекарств от различных недугов, определяли признаки этапов старения: изменения в организме, указывающие на ослабление функций того или иного органа. Подход был сугубо прагматичный, хотя, возможно, и несколько наивный: поддержать в нужный момент ослабленный орган, влить в него новые силы и, тем самым, остановить старение. Свои плоды это дало, но только при лечении болезней, что уже немало. Старение это не останавливает. Фактически врачи любой медицинской специальности могут назвать «свои» отметины, которое время оставляет в нашем теле – и на клетках, и на сосудах, и на тканях. Да и не только врачи. Антропологи, например, определяют этапы старения по костям. Прожитые годы откладывают на них чёткие следы.

Здесь следует оговориться. Процессы старения прихотливы и непредсказуемы. Организм может быть полностью изношен: отказывают печень, почки, сосуды, как тряпочки. А сердце здоровое и «тянет» всё на себе ещё годы. Так что истинная картина старения по органам едва ли может быть сложена. А по костям – может. Это объективный показатель. Насколько точно кости указывают на истинный возраст, можно судить хотя бы по такому факту. Как-то в Израиле проверяли древние находки. Сотрудникам Института антропологии МГУ было предложено «вслепую», не зная, кому принадлежат кисти рук, определить их возраст. Они рассчитали, а затем местные специалисты провели повторную экспертизу по другим признакам: сохранности черепных швов и так далее. Расхождение оказалось всего на 1-2 года. И это при том, что один человек жил девятнадцать тысяч лет назад, другой – шесть тысяч.

В Институте антропологии МГУ под руководством доктора биологических наук Олега Михайловича Павловского в течение многих лет провели сотни исследований по комплексной программе изучения возрастного остеоморфного статуса человека для установления признаков старения на костях. Цель та же, что и тысячелетия назад, – понять законы старения и вмешаться в этот процесс. Собрали богатейший материал, тем более что в их распоряжении были кости разных эпох, и установили особенности временных отметин и у современных  людей, и у наших далеких пращуров. Обнаружилось удивительное явление: после того как  люди выходят из максимального репродуктивного периода, это лет в 45-50, у них начинается огромный разброс по особым отметинам на костях. Состояние остальных органов может быть похожим, а по костным показателям один ровесник от другого может отличаться на десять, пятнадцать, даже на двадцать лет.

Собственно, к такому выводу можно прийти и не изучая кости, а просто поглядев на ровесников. Ведь они отличаются и по внешнему облику: один 50летний моложаво выглядит, другой – чуть ли не старик. Но на облик могут влиять десятки объективных причин: тяжёлый физический труд, неправильный образ жизни, наследственные черты. На костях эти причины, как правило, не отражаются: здесь отмечены именно прожитые годы – деятельные, продуманные, прочувствованные. Получив данные и выйдя на гипотезу, учёные долгое время не знали, как её сформулировать. В конце концов пришли к выводу, что каждый человек живёт не по астрономическому и не по биологическому, а по собственному времени. И состояние костей может определить их все.

На первый взгляд может показаться, что собственное время идентично биологическому. Но речь совсем о другом. Человек  живёт по собственному времени, которое не зависит от внешних факторов – ни от окружающей среды, ни от биологических особенностей организма и степени изношенности органов, костей, суставов. Оно зависит в значительной степени от самого человека.

Подтверждение этому профессор  Павловский нашёл у некоторых современных учёных и мыслителей. В частности, у лауреата Нобелевской премии Ильи Пригожина – учёного, живущего в Брюсселе. Он утверждает, что  время – это конструкция, которая нами же созидается.  Собственное  время конструируется каждым в каждый момент бытия.

В чём-то это перекликается с мнением академика Натальи Бехтеревой, которая была одним из ведущих в мире специалистов по головному мозгу. Мозг в критические моменты управляет собственным временем организма – может ускорять его в сотни и тысячи раз, а может и замедлять. Впрочем, это испытал каждый из нас. Вспомните, как мучительно тянется время в ожидании радостного события и как стремительно оно несётся, когда на нас надвигается беда. И когда перед утопающим за считанные мгновения проходит вся его жизнь – это тоже работа мозга, который, запустив  собственное   время  в бешеном ритме, ищет в накопленном жизненном опыте аналоги, как избежать гибели.

За пределами присутствия  человека   времени, как конструктивно оформленной реальности, не существует. В живой природе существуют только сроки: размножения, питания, спячки. Они независимы от каждого существа, внутренне присущи ему. Ими нельзя управлять, наоборот, они управляют животным. Пришло время года, и мчится олень к самке, потрясая рогами. Наступила осень, и медведь, набрав жира, заваливается в берлогу. Никто из животных не анализирует свои поступки, подчиняется срокам, установленным природой.  Человек, и только он один, наделён чувством  времени, так же как сознанием, способностью к производительному труду, возможностью речевого общения и умением создавать и воспринимать формы искусства, как отражение действительности.

Собственное время есть только у человека. И, развивая утверждение Льва Гумилёва, этот вклад каждого человека своего собственного времени в общую копилку формирует время общности. Хотя вклад этот не у каждого одинаков. Отсюда формируются и исторические эпохи обществ и государств.

Собственное время – это личная собственность  человека. А значит, человек может распорядиться своей собственностью на протяжении жизни: выгодно продать, накопить, просто растерять. Можно подойти к этой проблеме и с другой стороны – философской: собственное время сдано человеку в аренду. Его можно перерасходовать и не умереть: просто перерасходовать (организм от этого не износится). Его можно недорасходовать, но в гроб с собой не унесёшь. И это определяет (опять-таки с точки зрения философии) подлинную продолжительность жизни во всем многообразии её материальной и духовной сущности.

Профессору Павловскому много раз приходилось работать с интенсивно нагруженными  людьми, даже в преклонном возрасте ведущими очень активный образ жизни. По паспорту такому  человеку могло быть 70 лет, по биологическому – 64. Исследуя приборами кости рук, он по своей методике определял его собственный возраст: 90! Это значит, что человек реализовал своё время на полную катушку, забежал вперёд. В общем многообразии бытия прожил больше, чем ему определила природа. Но и получил от жизни больше – неважно, побед или поражений. Он прожил богатую эмоциями и событиями жизнь. А бывает наоборот. Человеку от рождения 70, его биологический возраст – 75, а его отметины на костях едва тянут на 50. Недожил, значит. Недоотдал себе, семье, обществу, а потому и недополучил. Всё становится более понятным, если учесть, что и первый, и второй умрут в своём, по паспорту, возрасте. Конечно, бывают случаи, когда собственное и паспортное время совпадают, как правило, у очень аккуратных, деловых людей, живущих не эмоциями, а разумом. Вот так и можно остановить время и старение: прожить на 90, когда по паспорту – 70, а по состоянию организма – 64. Стоит оговориться, что большой разброс между астрономическим и собственным временем может быть и у 35-летних, вот только такие примеры среди изученных данных были редки: быть гением и иметь работоспособность, как у Пушкина, не каждому дано. Иными словами, мы выходим здесь на реальность какой-то иной природы, о которой даже не подозревали.

 Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —

Постарайся же времени не упустить!

 Омар Хайям

Текст написан с использованием статей Олега Павловского «Популяционная экология возраста человека и проблемы герантропологии» (Павловский О.М. Популяционная экология возраста человека и проблемы герантропологии // Вопросы антропологии. М., 2005. Вып. 92. С. 36-55) и Альберта Валентинова «Почем фунт времени» (Валентинов А. Почём фунт времени // Незримая сила 9, 1999).

Биографическая справка:

Павлoвский Олег Михайлович (12.06.1936–08.01.2010) – выдающийся отечественный антрополог, ученик Т.И. Алексеевой, вместе с нею и группой единомышленников сформировавший новую антропологическую дисциплину — физиологическую антропологию. Наибольший вклад он внёс в изучение проблем биологического возраста, в частности — антропологических аспектов физиологии старения, утвердил взгляд на инволютивные процессы как на неотъемлемую часть онтогенеза человека, что позволило ему создать особое научное направление — геронтологическую антропологию (герантропологию). Олег Павловский – автор целого ряда оригинальных разработок в области антропоэкологии, в том числе – комплексной программы изучения возрастного остеоморфного статуса человека и теоретической концепции «собственного времени человека». Он стоял у истоков возрождения гальтоновского метода обобщённого фотопортрета. Профессор Павловский был удивительно открытым и отзывчивым человеком, увлечённым своим делом мастером, и прекрасным популяризатором науки.