Ловушки возрастной лестницы успехов

лестница успеха

Мы живём в обществе, предлагающем возрастные ориентиры для успехов и достижений человека:

До 7 лет – постижение основ поведения в семье, в обществе, приобретение навыков опрятности, появление тяги к знаниям.

С 7 до 22 лет – учёба, выбор пути, первые успехи и первые неудачи, воспринимаемые как временные, как необходимый опыт.

С 20 до 30 лет – специалист, управленец среднего звена, для выбравших научную карьеру – получение [первой] научной степени к 25-27 годам, вступление в брак, рождение хотя бы одного ребёнка.

С 30 до 40 лет – закрепление успеха или продолжение активных попыток его добиться (кандидат наук в 35? – поздновато, но тоже неплохо); рождение ещё детей.

С 40 до 50 лет – глубокая профессиональная состоятельность, рост по всем шкалам успеха, получение его материальных и социальных плодов.

С 50 до 60 лет – неоспоримое мастерство в работе, признание мэтром, занятие высокого руководящего поста.

После 60 лет – активная деятельность по желанию или заслуженное почивание на лаврах (и то, и другое – с постепенным замедлением ритма жизни), начало новой жизни на пенсии, написание мемуаров, путешествия, чтение, культурная жизнь. Заниматься с внуками для некоторых менее увлекательно, но тоже полезное дело. Стоит заметить, что немало и тех, кто искренне рад времяпрепровождению с внуками.

Этот «план» можно проходить в ускоренном темпе, а вот задерживаться на какой-то ступеньке не годится. Удивительно, что чем больше становится средняя продолжительность жизни, тем в более раннем возрасте люди требуют от себя свершений: Большой Успех и Признание теперь планируют даже не в 40-60, а к 30-35 годам.

Откуда взялись возрастные вехи?

Эта нами же придуманная «лестница» заставляет нас соревноваться (что, на самом деле, отлично), спешить (а вот это уже нервирует), а некоторых даже сожалеть о потерянных годах, когда не удалось забраться на очередную ступеньку, отстав от других. Точнее, оказавшись среди большинства. Почему именно эти возрастные вехи, а не другие? С самого детства мы погружены в мировоззрение: если человек не реализовался к 30-40 годам, то достигнутое и есть его потолок. И дальнейшее правильное поведение нам тоже подсказывают: больше не беспокоить себя наивными мечтами, не менять рельсы жизни, радоваться тому, что мы живы.

Всё это действительно было верно, когда средняя продолжительность жизни равнялась 60-70 годам. По мнению одного из основателей современного литературного жанра «самопомощь» Наполеона Хилла (1883-1970), всё лучшее в своей жизни люди создавали в возрасте примерно от 40 до 60 лет, когда достигали периода расцвета своих способностей (исключение – одарённые люди, гении и пророки). Темпы научно-технического прогресса были совсем другими, и жизнь в 60 не сильно отличалась от жизни в 20. А сейчас? Человек и в 70 может чувствовать себя полным сил и желания вести активную жизнь. Вокруг каждое десятилетие появляется столько нового, что хочется реализовать себя где-то ещё. Так, учёный может стать и телеведущим – популяризатором науки, как, например, Сергей Капица и Татьяна Черниговская. За последние несколько десятков лет успели появиться и исчезнуть целые отрасли, а значит, и профессии (инженеры по производству или ремонту цветных телевизоров с электронно-лучевыми трубками, видеомагнитофонов и кассет, пейджеров, операторы пейджинговых call-центров). Зато возник спрос на мастеров по производству или ремонту разнообразной компьютерной и мобильной техники, 3d-принтеров и всевозможных роботов.

Какой настрой задают эти возрастные вехи?

Результативность и востребованность повысят социальную значимость, принесут удовлетворение от своей деятельности. Это укрепит мотивацию и желание усердствовать и дальше. Именно сильное желание, поддерживаемое позитивными эмоциями, формирует трудолюбие и волевые качества, необходимые в продвижении к поставленной цели. Чувство победы – преодоления себя – очень важно. Но в гонке по личностно-карьерной лестнице успеха оно теряется – теряется в сравнении с успехами других. Высоких постов на всех не хватит, да и качествами управленца, организатора обладает далеко не каждый специалист. Профессию и работу мы порой выбираем не по своей воле или пытаемся реализовать свой талант на более выгодной почве, чем той, к которой лежит душа. Мы сами себя загоняем в угол, вешая ярлык «у меня не получается», с которым живём каждый день.

А ведь у человека есть поразительная способность восстанавливать ощущение счастья и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, преобразовывать нереальные цели и мечты – в достижимые. Лишь немногие из тех, кто нарушил темп прохождения возрастных вех, долго страдают из-за своих несбывшихся надежд, но давление невыполненного «социального заказа на успех» остаётся. Задавая человеку такие возрастные вехи, общество становится обществом порицания, а не поддержки стремления человека к самореализации. В зрелом возрасте, наконец, рискнуть, исполнить давно назревшую или новую мечту и почувствовать: «Ура, у меня получилось!» – это же очень мощный заряд! Да и в любой момент жизни можно продолжить то, что когда-то начали. Зачастую мы не решаемся на это не потому, что не уверены в успехе, а потому, что «уже не положено», «уже поздно». И в биографиях тех, кто смог нарушить стереотипы, мы ищем предпосылки и обстоятельства, вынудившие их поступить так, а не иначе. Взялась за кисть в 70? Так ведь и в детстве она любила рисовать. Открыл свой бизнес? Необходимые навыки и связи он приобрёл на работе, и прадед у него был поставщиком императорского двора, – гены!

Геронтология: «Лучшее делается в 40+»

Годы второй половины жизни наиболее плодотворны, и их приближение можно ожидать не со страхом «старости», «дряхлости» и чувством, что «уже поздно», а в деятельной надежде. И вряд ли стоит опускать руки тем, кому уже больше 30 или 40, а с соревновательной лестницы возрастных вех успеха они уже сошли.

В книге «The mature mind: The Positive Power of the Aging Brain» («Зрелый интеллект: позитивная мощь взрослого мозга», 2005 (на русский не переведена)) американский психиатр и геронтолог доктор Джин Коэн доказал, что «мозг пожилого человека гораздо более пластичен». «В течение жизни наш мозг кодирует мысли и воспоминания, формируя новые нейронные связи. Кроме того, более интегрированным становится взаимодействие правого и левого полушарий мозга, что расширяет наши творческие возможности». Так, зрелые годы могут стать вершиной самореализации, а не наполниться сожалением о жизни как о цепи упущенных возможностей.

Раньше считалось, что личностное развитие человека происходит до 30-40 лет, затем останавливается и медленно угасает. После 40 лет можно только пожинать плоды того, что успел наработать раньше. Геронтологические исследования же показывают, что личностное развитие человека происходит на протяжении всей его жизни. После 35 лет человек начинает действовать, исходя из смысла, ценности, соответствия своим убеждениям, а не потому что «надо» и «так принято», ибо осознаёт свою смертность и невозможность растрачивать своё время.

Раньше думали, что интеллект человека развивается до 25 лет, далее интеллект остаётся на том же уровне в зрелом возрасте и медленно угасает в старости. Что нервные клетки не восстанавливаются, и мозг не образует новых нейронов в течение жизни. А значит, пожилые люди не способны обучаться так хорошо, как молодые, ведь уровень интеллекта зависит от количества и скорости работы нейронов.

На самом деле, мозг постоянно перестраивает сам себя в зависимости от опыта и обучения человека. Мозг образует новые нервные клетки в течение всей жизни. Мозг человека, также как и тело, развивается и укрепляется при тренировке в любом возрасте. Структуры мозга, отвечающие за эмоциональное состояние человека, становятся более зрелыми и сбалансированными с возрастом. С возрастом полушария мозга человека всё более взаимосвязываются.

Интеллект человека развивается на протяжении всей жизни, причём только во второй  половине жизни развиваются такие функции интеллекта, как: относительное мышление, дуалистическое мышление, системное мышление (если ему специально не учили в более раннем возрасте), мудрость. Интеллектуальные функции могут угасать в пожилом возрасте, только если человек сам снижает свою планку, или психически болен, или перенёс несколько микро-инсультов, которые были незамечены и не лечились.

Раньше считалось, что человек должен работать до 55-60 лет, потом «уйти от дел» и отдыхать, потому что после 60 лет ему уже ничего не нужно, и надо освободить рабочие места для молодых специалистов. По мнению Коэна, с возрастом психически здоровый человек испытывает меньше негативных эмоций и обращает больше внимания на позитивные события, чем на негативные. В возрасте 45-65 лет происходит переоценка ценностей, которая может привести к:

  • большей удовлетворённости своей жизнью,
  • большей вовлечённости в жизнь общества,
  • более гармоничным отношениям с окружающими,
  • дальнейшему умственному развитию.

Всё это не значит, что в 50 лет можно освоить что-то новое также, как в 25. Факт в том, что осваивать можно и нужно, вот только это будут совершенно иначе продуманные и прочувствованные действия, и в этом будет их сила.

Жизнь длиной 100 лет

Возрастные вехи создают обманчивое впечатление соответствия результатам геронтологических исследований: действительно, с возрастом возможностей становится больше. С другой стороны, такая личностно-карьерная лестница – лишь частный случай более общего представления о жизни продолжительностью 100 лет, заложенной в самом русском слове «человек», и её разделения на трети (триады):

  • первая триада (от рождения до 30-33 лет) – взросление, приобретение опыта, рождение детей,
  • вторая триада (от 30-33 до 60-66 лет) – активная деятельность, рождение детей,
  • третья триада (от 60-66 до 100 лет) – мудрость, постижение нового, передача опыта, просветление.

Жизнь как восхождение человеческого духа, приводящее к осознанности, пониманию важности заботы о здоровье («в здоровом теле – здоровый дух»), к мудрости, цельности. В таком представлении о жизни легко укладываются любые жизненные реализации: и в 20, и в 40, и в 70. Просто они разные с точки зрения энергии, вложенной в них человеком: энергия прорыва – энергия опыта – энергия сохранения [времени]. Самооценка от освоения нового в 60 совсем другая, чем в 20 или 40. Почему успех, о котором говорят не «выстрелил», а «состоялся» (self made), приходит в 40+? Потому что люди уже продумывают свои шаги, если они за что-то берутся.

В заключение

При нарушении темпа прохождения «общепринятых» возрастных вех приходится всё начинать заново: самому планировать, самому задавать цели и время их достижения, ощущать смысл и ценность своих действий. Так ведь «заново» – это норма жизни. После вступления в брак, после рождения первого ребёнка, второго, третьего, после назначения на административную должность, которую нужно совмещать с профессиональными обязанности и стремлениями, после дополнения работы фрилансом или полного переключения на него, после открытия своего дела, после болезни или травмы, после рождения внуков, после выхода на пенсию… Каждое такое событие требует пересмотра убеждений, устремлений, привычек и иного распределения времени. Всё приходится видоизменять. Мы боимся и стыдимся перемен, постоянно сверяемся с возрастными вехами, в то время как перемены – это норма жизни. Сомнения и страхи, сопровождающие перемены, – это норма жизни. Их всего лишь надо научиться проживать и преобразовывать в действия.

По мнению учёных, уже в XXI веке средняя продолжительность жизни в развитых странах составит 100-120 лет. Нам предстоит научиться жить в обществе, в котором большинству – более 50 лет, чего ещё никогда в писаной истории не было. Большая продолжительность жизни не означает, что можно позволять себе медленнее решаться идти своим путём, успокаивая себя, что «время ещё есть». Это значит, что можно позволять себе пробовать новое, когда этого хочется, можно совмещать и находить себе дополнительные занятия. Можно использовать любой «последний шанс» без опаски, что «уже поздно и Мастером мне не стать».

«Мы бесконечно сильнее, чем реализовались до сих пор. На этом и надо сосредоточиться». Ф. Ницше

Справочно:

Джин Коэн (Gene Cohen, 1944-2009) – американский психиатр и геронтолог, на момент издания книги «The mature mind – The Positive Power of the Aging Brain» («Зрелый интеллект: позитивная мощь взрослого мозга», 2005) был директором Медицинского центра университета им. Джорджа Вашингтона. Книга на русский язык не переведена.

Наталья Ольховая