Как вырастить Человека?

Жданова

В человеке все должно быть прекрасно. И, развивая ребенка умственно, нельзя забывать о его нравственном воспитании. Ведь человек разумен, если он еще и добр, милосерден, способен обуздать свой характер, негативные эмоции. Важно сочетать обе стороны развития детей.

Удовольствие мыслить

Очень часто причиной медленного интеллектуального развития детей является не отсутствие у них способностей, а, так называемая, «леность ума». Причем трудности часто испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность. Чтобы вызвать у ребенка желание думать, нужно не просто тренировать, его, а увлечь, «зажечь» в нем искорки творчества, познания. И тогда он будет получать удовольствие от мыслительной деятельности.2

Развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. умственных возможностей совместно с развитием фантазии, воображения, творческих способностей наилучшим образом формирует интеллект ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

 

Причем хороший уровень внимания, памяти и мышления – это залог дальнейшего успешного обучения в школе.3

Радость творчества

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является творчество «руками».

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает как творец. Ведь детям уже в дошкольном возрасте доступны рисование, живопись, аппликация, лепка и др. Такое самовыражение помогает развитию талантов ребенка, может стать призванием и делом всей жизни.

А еще, приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть, а значит, и беречь его красоту. Будущий Человек с большой буквы получает правильные нравственные ориентиры.

4

Часто именно творчество помогает психологам снять стрессовое состояние у детей, потому в современной реабилитационной медицине широко используется арт-терапия. Ведь творческий процесс вызывает в ребенке позитивные чувства и эмоции, часто основанные на событиях, пережитых за день.

 

Помимо развития творческого потенциала ребенка, такие занятия воспитывают внимание, сердечность к своим близким. Ведь подарок к празднику, сделанный своими руками, гораздо ценнее и приятнее для родных, чем приобретенный в магазине.

5

Что такое «хорошо», а что такое «плохо»?

Принципы всестороннего развития ребенка – это когда рост его интеллектуальных и творческих сил дополняется развитием качеств личности. Так дети вырастут мыслящими, созидающими и добрыми людьми, понимающими сложность и красоту мира природы и людей и умеющими найти в нем свое место.

Развивать у детей способность к сопереживанию, готовность проявлять гуманность в поведении жизненно необходимо. Специалисты, занимающиеся нравственным воспитанием детей младшего возраста, бьют тревогу. Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что в их сознании постепенно размывается грань между добром и злом, а в школьные годы процесс только усиливается. Почему же это происходит?

 Сейчас во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над личностными, поэтому у детей искажаются представления ο доброте, великодушии, справедливости, патриотизме. Отмечен также высокий уровень детской агрессивности, вызванный общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

При этом родители, воспитатели и учителя в основном занимаются развитием в детях таких качеств, как интеллект, память, способности в разных областях знаний, умение вести себя в обществе и т. д. А вот развитию свойств личности и душевных качеств детей уделяется недостаточно внимания.

Есть еще одна серьезная причина беспокойства – жизнь детей наполнена и даже переполнена самой разнообразной негативной информацией, поступающей из интернета, современных мультфильмов, кинофильмов и телепередач. И тогда у многих из ребят в душе вместо детских впечатлений, радости и удивления от соприкосновения с чудесами мира поселяется убогий и разрушительный образ.

6

Ведь у детей хорошо развито наглядно-образное восприятие своего окружения. Например, при просмотре бесконечных жестоких сюжетов по телевидению часто детское сердце впускает в себя зрелища насилия над личностью человека и убийств. Мало того, страшные «герои» могут надолго устроиться в памяти ребят и жить там, как старые знакомые. А могут и активно действовать.

Наш помощник – образное восприятие

Итак, большое значение в формировании личности и поступков детей играет их образное восприятие мира. Причем у дошкольников преобладает эмоциональное восприятие с опорой на зрительные представления.

С началом же школьного обучения у них начинает формироваться новый тип мышления – словесно-логический. При помощи этого абстрактного мышления осуществляются все операции с символами (буквами, цифрами).

Однако это не значит, что наглядно-образное мышление исчезает.

9

Наблюдения показали, что наличие прекрасной памяти у части подростков связано с ярким эмоционально-образным восприятием информации. Даже у некоторых взрослых людей оно является лучше развитым, чем абстрактное мышление. Обычно, это творческие люди с хорошим воображением, например, писатели, поэты, художники. Они как бы возвращаются в детство и черпают оттуда способность целостно воспринимать окружающий мир, опираясь на верного помощника – образную память.

Сказки и интересные истории в виде коротких рассказов, стихотворений и четверостиший с красивыми рисунками дадут возможность ребятам, особенно малышам, накапливать в своей душе чистые образы, связанные с взаимоотношениями между героями стихотворений. И хорошо, если рисунки будут «от руки»: они усиливают восприятие детьми прочитанного.

7

А далее, идущие из самого сердца добрые образы, послужат наглядным примером взаимоотношений между детьми и между взрослыми – в семье, среди друзей и в других сферах. И тогда позитивные примеры будут мягко активизировать в душе детей врожденную способность к взаимопомощи и дружбе, любви к ближнему и к Родине, к смирению, храбрости, скромности, семейной верности и другим хорошим качествам.

8

Читайте детям хорошие книги, развивайте в них удовольствие от познания нового, творите вместе!

Ирина Романова, автор проекта «Развиваемся легко!», www.readforkid.ru