Мама работает: как настроить себя и ребёнка (детей). Статья 3

mama_rabotaet

Зачем вам работа в отпуске по уходу за ребёнком? Деньги. Желание сохранить квалификацию. Желание попробовать что-то новое, пока есть хоть какой-то финансовый поток и немного свободного времени, которого недостаточно, чтобы снова выйти на работу.

Разнообразие дня сурка (кто, конечно, так воспринимает материнство – некоторым нравится каждый день замечать, что новенькое творит малыш, и как изобретательно он испытывает мамино терпение). Желание не потерять себя по дороге воспитания детей и продолжать быть многогранной личностью. Кто-то вынужден выходить на работу и пользоваться всеми видами присмотра за ребёнком. А у кого финансовый вопрос стоит не так остро, часто корят себя за желание заниматься чем-то, кроме ухода и воспитания, ради которых и предоставлен отпуск от работы! В действительности, «чем-то» вы итак занимаетесь, только это не приносит удовлетворения, зато дарит чувство впустую растрачиваемого времени. Когда самореализация становится важной, она легко вписывается в мамины будни: время находится всегда. А ощущение, что занимаешься тем, чем хочешь, дарит радость, уверенность, силы быть спокойной и не раздражаться.

Проанализируйте свой день и найдите резервы времени. Ребёнок спит – вы работаете. В социальных сетях и WhatsApp/Viber – только после работы и не два часа в день. Домашние дела можно и нужно делать вместе с ребёнком: маленький может наблюдать и слушать вас, подросший – помогать. Таким образом, слегка преобразовав свои привычки, вам удастся найти от 30 до 240 минут в течение дня на свою работу. 5-6 дней в неделю.

Секрет результативной комфортной работы дома – в занятиях и играх с детьми, если они не ходят в детский сад или в те дни, когда они туда не ходят [ссылка на «где найти время на занятия с ребёнком]. Дети должны быть уверены, что вы уделите им внимание. Если, к примеру, ребёнку утром читать, днём – рисовать с ним, лепить или делать аппликацию, вечером – играть (сюжетно-ролевая игра, конструктор, игра по ролям по мотивам сказки, мультика, басни) или просто беседовать по душам, то ребёнку будет достаточно этого распределённого внимания, он легко будет давать вам работать. На каждое такое «дело» уходит 15-30 минут. Когда нет времени, сил или желания поиграть или почитать, просто обнимайте и целуйте своего ребёнка. Когда мама управляет своим временем, то есть выделяет время на ребёнка и время на работу, это уже вносит разнообразие, упорядоченность и наполняет жизнь вновь обретённым смыслом.

Второй секрет – в создании среды развития ребёнка или детского уголка, а также наличие в доме разных мелочей, облегчающих ребёнку быт. На низких полочках хорошо рассортируйте игрушки и материалы, интересные ребёнку в данный момент, позаботьтесь о коробках или мешках для мягких игрушек, чтобы ребёнок мог сам находить и выбирать себе занятие и его продолжительность. Важно раз в месяц очищать полки от надоевших, неинтересных предметов и добавлять новые или подзабытые старые – занимательные. Для ребенка игрушки – это многие подручные материалы, так что отсутствует задача скупить всё из магазинов, чтобы найти себе время на работу. Можно придумать «сундучок с сокровищами», из которого в нужный момент вытаскивать и предлагать ребёнку игру или занятие. Или ребёнок сам, вслепую, достанет. А самой в это время закончить важный звонок, отчёт, письмо и т.п. Если вы пользуетесь детскими «гаджетами» или показываете мультики, следите за временем, которое малыш проводит за ними, чтобы у ребёнка не создалась ассоциация: мама в свой компьютер, он – в свой. Сейчас есть прекрасно озвученные детьми аудиосказки и стихи, и их соглашаются слушать даже малыши, пока ещё не жалующие речь посторонних взрослых. Ребёнок сам может удовлетворить свои минимальные бытовые потребности, если у раковины будет подставка, на уровне детских ручек – полотенце, на детском столике – графин или бутылочка с водой, стаканчик и тарелочка с нарезанными фруктами, овощами и детским печеньем.

Третий секрет – в создании климата в семье без резких колебаний эмоций. Говорите что-либо ребёнку в утвердительной форме. Что слышит ребёнок, когда ему говорят: «Не мешай!»? «Не думайте о мартышке!» – что вам сейчас в голову пришло? Естественно, мартышка. Вот так и детям. Предлагайте выбор, давайте свободу – но не указывайте. «Что ты будешь делать, пока я работаю?» Если ребёнок в замешательстве, подскажите два-три занятия (лепить, рисовать, строить из конструктора…). И помните о благодарности: благодарите за то, что дети сами играли, пока вы работали. Замечайте, что у них получилось, обсудите результаты их самостоятельной деятельности. Детям важны подмеченные детали, а не просто «хорошо», «плохо», «молодец», «лентяй», «красиво», «некрасиво». Это всё оценки, и положительная уже подразумевает возможность отрицательной.

Хваля или ругая ребёнка, избегайте роли судьи. Для детей на первый план должна выйти связь между задачей и собственными заслугами («у меня получилось!»), а не связь между результатом и отношением к нему родителей («молодец!»). Подмечая детали, вы помогаете ребёнку запомнить свой успех, чтобы воспроизвести его в будущем. «У этой собаки морда получилась задумчивая, и уши большие, а в этом домике целых три окна.»

Ругать, крича, мало эффективно: маленьких крик пугает, подросшие дети попросту затыкают уши и пережидают бурю. «Тыканье» переключает внимание от действий ребёнка на его личность, он слышит только упрёк, что он – плохой, а не что он плохо сделал и не как поступать иначе. Называйте свои чувства без агрессии и спокойно напоминайте правила поведения. Ребёнок рад сделать что-то ради вас, а не против себя.

Так, чуть последив за своими реакциями, вам удастся как сберечь энергию для работы, так и позволить ребёнку чувствовать себя любимым и принимаемым, а не оцениваемым.

Обратите внимание на привычки состоятельных людей, которые всего добились сами: усердно трудятся, выбрав себе дело, концентрируются на достижении конкретных целей, всё время учатся, открыты новому, любят читать, обсуждают идеи, стремятся найти помощников, видят возможности сквозь свои ошибки и провалы. Это привычки ваших детей. Успех мам, совмещающих работу и отпуск по уходу за малышом, неизбежен просто потому, что у них перед глазами постоянно бегает правильный пример: он везде суёт свой носик, он неистощим на выдумки способов достижения желаемого, он всё делает быстро и не обращает внимания на препятствия, он очень усерден в том, чему хочет научиться. У маленького ребёнка есть только «я делаю», «я не делаю» и «ой, не получилось». И всё. Не бывает «возможно, получится, ещё надо сделать то-то и то-то». «Я делаю» – это моментальная концентрация на том, что заинтересовало: все помыслы только о цели («хочушке») и способах её достижения! «Ой, не получилось,» – это принятие причины, почему не получилось, и догадка, как её устранить в следующий раз. Вот и маме следует научиться работать быстро (концентрироваться), всегда помнить о своей мечте, искать нестандартные пути решения задачи, принимать свои ошибки и извлекать из них урок. То есть перенять привычки своих детей.

Чтобы найти время на свою самореализацию, сократите время на выполнение всего остального повседневного:

  • пересмотрите меню семьи и способы приготовления пищи в пользу менее трудоёмких;
  • создайте эффективную систему уборки;
  • упорядочите окружающее пространство: избавьтесь от хлама, организуйте удобное хранение вещей, документов, детских игрушек и т.д.;
  • планируйте свой день, визуально выделяя 1-3 важных дела и мелочи: в момент, когда ребёнок заигрался или заснул, вам не придётся тратить минутки на то, чтобы вспомнить свои же планы, а то и вовсе поддаться соблазну «быстренько проверить почту/соц.сети/мессенджер»;
  • сложное или неприятное делайте с утра;
  • исполняйте намеченное, а не копите: груз незавершённых дел обращает энергию внутрь – на саморазрушение, а это усталость, выгорание, депрессии, болезни;
  • устав, выделяйте для восстановления своих внутренних резервов хотя бы 3-5 минут.

Когда дети вам мешают, это лишь требование вашего внимания и/или помощи. Ребёнок чувствует себя ненужным и неважным. «Помоги мне, пожалуйста,» – фраза, показывающая значимость ребёнка для мамы. Помоги мне нарисовать [дерево к этому файлу], написать про [лекарство от горла], сделать [бантик из этих ленточек], придумать [игру с кубиками], ответить тёте, [как утешить малыша в коляске, он плачет] и т.п. Контакт восстановлен, ребёнок вовлечён в вашу деятельность: его интерес подражать вам удовлетворён, он получил свою капельку внимания, а вы – возможность продолжить работу. Малышам нужны не часы вашего внимания, а яркие мгновения и уверенность, что вы о нём помните, даже когда заняты чем-то очень важным и выглядите собранно и увлечённо или хмуро и настороженно. В детской картине мира всё, что дискомфортно, должно быстро прекращаться. Порой, отвлекая сурово выглядящую маму от работы, ребёнок искренне хочет… помочь ей заняться чем-то более приятным.

Общение, игры, занятия с детьми похожи на выращивание цветка. Вы же не стоите на горшочком в ожидании, когда проклюнется росток, не наблюдаете, как вытягивается стебелёк. Так и с детьми: дайте им почву для роста, подкормку в виде среды для развития, гарантию в вашей заботе и внимании и возможность расти без вашего 24-часового наблюдения.

Вы не плохая и не хорошая, вы – единственная мама для своего ребёнка. Займётесь и собой тоже – дети с готовностью будут и в этом вам подражать. Когда мы что-то делаем для себя, мы преподносим отличный подарок своим детям: мы показываем им, что нужно заботиться о себе. Мы учим их получать удовольствие от того, что интересно. И находить на это время. У нас самих появляется время беседовать с детьми (хотя бы отвечая на их вопросы, почему мы чем-то занимаемся), мы меньше раздражаемся и больше успеваем. Самое главное, что вы сможете научить ребёнка всему, чему научитесь сами: реализовываться в разных сферах, планировать и выполнять планы, быстро восстанавливаться в течение дня, проживать свои чувства, а не прятать их, правильно относиться к своим ошибкам и периодам творческих и рабочих засух. И эту фору ваш ребёнок получит с детства.

Наталья Ольховая

 

P.S. Если вам кажется, что вы не способны играть с ребёнком, лепить или рисовать, сомнения помогут развеять:


Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком.


Линицкий Павел. Как нарисовать что угодно за 30 секунд, Как нарисовать любую зверюшку за 30 секунд, Рисуем человечков и другие книги.


Уте Людвиг-Кайзер. Мои первые уроки рисования и другие книги.


Марья Новацкая. Пластилиновые зверюшки, Пластилиновый зоопарк, Пластилиновые картинки и другие книги. http://mnovackaya.com/


Барбара Дайан Берри. Рисуйте свободно!


Ольга Шматова. Самоучитель по рисованию гуашью, Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами и другие книги.

Ещё примеры детских уголков: