Ребенок, родитель, взрослый в каждом из нас

Ребенок_родитель_взрослый 565

Терминология «внутренний ребенок-родитель-взрослый» кажется такой знакомой и непонятной одновременно. При встрече с ней у непосвященного слушателя возникает множество вопросов:

  • Разве можно сложные психологические состояния и процессы описывать таким домашним языком и фамильярной лексикой?
  • Может ли за этим трио скрываться что-то действительно важное для нас?
  • Кто придумал эти странные обозначения, и имеют ли они научную основу или являются придумкой шарлатанов-психологов?

Так вот, терминология «внутренний ребенок-родитель взрослый» была введена американским психологом и психиатром Эриком Берном, автором трансакционного анализа. (Возможно, бОльшей части аудитории он знаком как автор книги «Игры, в которые играют люди» (Лабиринт, Озон). Э.Берн — доктор медицины и магистр хирургии — много лет посвятил психотерапевтической практике, в т.ч. занимал должности: консультант по психиатрии при главе медицинского управления (SurgeonGeneral) армии США; лечащий психиатр в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектор, читающий курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатр в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. На мой взгляд, специалист такого уровня вполне может заслужить наше доверие к нему и к его методике, получившей огромное распространение в мировой практике.

Здесь для любопытных, желающих немного погрузиться в понятие «трансакционный анализ», привожу небольшой абзац, поясняющий его основную идею:

«Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.»

Нужно отметить, что чаще всего переход из одного эго-состояния в другое происходит автоматически/подсознательно, в соответствии с устоявшимися паттернами поведения, несмотря на то, что данные паттерны могут быть неадекватны окружающей реальности и возможностям нового жизненного этапа и являются своего рода «застреванием» в состоянии, которое когда-то было так привычно маленькому ребенку. Именно поэтому так важно осознавать, какому состоянию принадлежит та или иная наша реакция на происходящее в нашей жизни, является ли она насущно необходимой для нас, или это всего лишь старый поведенческий паттерн, препятствующий нашей активной жизненной позиции и самой обычной радости жизни.

Так, например, в авторитарной семье маленькому ребенку выгоднее и безопаснее быть тихим и незаметным (чтобы не быть наказанным родителями), паттерн закрепляется и в дальнейшем, даже если мальчик/девочка сделали некоторую карьеру и встретились с необходимостью быть яркими и настойчивыми они, сами не осознавая этого, отказываются меняться, возвращаясь в такое знакомое состояние «незаметности» и «скромности».

В таком случае в человеке может возникнуть нешуточная борьба:

Внутренний взрослый будет твердить: «Ты справился со сложной задачей и у тебя сейчас есть возможность проявить себя, и выйти на новый уровень».

Внутренний родитель: «Как тебе не стыдно бояться и лениться». «Ну почему ты не можешь делать все так же хорошо, как другие». «Ты никогда ничего не добьешься».

Внутренний ребенок: «Это слишком страшно и небезопасно». «Я хочу на море, а не вот это всё».

Такая борьба не просто изматывает человека и лишает его уверенности в следующем шаге – она фактически останавливает его на пороге новой действительности, не давая ощутить ни вкус победы, ни радость жизни.

В ходе терапии, прежде всего, происходит осознание как потребностей ребенка, так и тех точек, откуда исходят позиции «взрослого» и «родителя», таким образом, выстраивается новый паттерн: 1) Ты взрослый и сильный, и сам можешь обеспечить себе такую необходимую безопасность. А еще ты можешь взять и поехать на море, если этого хочется так сильно. 2) Если пункт 1 выполнен, то уже необязательно быть таким незаметным. И после поездки на море, с новыми силами и наполненным ресурсом  можно попробовать себя в новом качестве, открывать новые стороны жизни.

Иногда мы годами топчемся на одном месте, не в силах сделать следующий шаг, ругая себя последними словами, думая о своем бессилии и глупости, не находя сил идти дальше. Но иногда вопрос лишь в том, что нужно обратиться к той своей части, которую принято называть «внутренний ребенок», наполнив ее, и тем самым получить такой необходимый ресурс идти дальше. (Здесь нужно научиться не только осознавать внутренние желания и порывы, но и попутно договариваться с тревожным «родителем» и всезнающим «взрослым» о том, почему исполнение мечты никак не рушит вашу жизнь, а лишь дает ей новое направление.) Возможно, тот самый «ребенок» уже 10 лет как мечтает путешествовать или выспаться, или запереться в тихом месте и прочитать все сказки с книжной полки, испечь 10 разных видов тортиков или уехать в Англию в языковую школу. Возможно,  доверившись себе, сделав шаг к себе навстречу, без критики «всезнающего» внутреннего «родителя» и объективных выводов о невозможности внутреннего «взрослого», исполняя давнюю мечту, вы найдете ответы на самые важные вопросы «кто я?», «зачем я?», «куда мне идти дальше?», а может, выйдете на тот уровень, когда ответы уже неважны, а важна только сама жизнь, такая радостная и счастливая.

Динара Ахметшина