Может ли ребенок играть самостоятельно?

Самост игра

На консультациях психологи часто сталкиваются с вопросом уставших мам детей в возрасте 1-3 лет: “Ну, когда же он наконец будет играть самостоятельно? Я ничего не могу делать, он постоянно требует моего внимания!” В чем же причины такой “прилипчивости” ребенка, и можно ли что-то с этим сделать?

Вот условия, которые необходимы ребенку в любом возрасте для того, чтобы играть самостоятельно.

Атмосфера принятия и безусловной любви

Это то, над чем нужно начинать «работать» с самого рождения. Важно в первую очередь удовлетворить потребность ребенка в любви и принятии, создать прочную основу мира и ощущение безопасности. В первые месяцы ребенку необходим тесный контакт с матерью, уверенность в том, что она придет к нему на помощь в любой ситуации. Если пытаться «воспитывать» младенца, насильно приучать его к самостоятельности, оставлять плакать в одиночестве, то он будет очень болезненно воспринимать любую разлуку и гораздо дольше будет цепляться за маму. Если же вначале напитать его любовью и не бояться «избаловать», ему не придется тратить энергию на тревогу и беспокойство. Когда придет время, он сможет пустить эту энергию на познание и освоение мира. Это работает в любом возрасте – когда ребенок уверен, что его любят и принимают, ему не нужно тратить силы на восстановление отношений, он чувствует себя гораздо свободнее и легче выходит в мир, как улитка из своего домика.

Безопасная развивающая среда

Это вторая задача родителей – так обустроить свой дом и быт, чтобы ребенок мог безопасно и с пользой его исследовать. Здесь речь не столько о развивающих игрушках (их как раз должно быть не слишком много, чтобы внимание ребенка не рассеивалось). Дети с большим удовольствием изучают венчик для взбивания и мамину зубную щетку. Поэтому важно сделать доступными повседневные предметы и уголки дома, создавая минимум запретов – слово «нельзя» не должно звучать часто и его стоит применять только в том случае, если что-то угрожает здоровью или жизни малыша. Для развития ребенку очень полезно осваивать настоящие предметы, не ограничиваясь только своими игрушками.

Возможность самостоятельного освоения мира

Минимум давления и руководства взрослого. Это часто дается родителям сложнее всего – ведь так хочется научить, показать, как правильно, и совсем не понятно, зачем ребенок уже полчаса стучит формочкой о разные предметы, вместо того, чтобы лепить куличики. Но это как раз очень важно – дать ребенку свободу в познании и действиях, не навязывая сразу наши стереотипы. Часто именно наше стремление во всем руководить ребенком и становится причиной того, что он перестает действовать самостоятельно и начинает требовать, чтобы с ним постоянно играли. Уже с самого раннего возраста нужно давать ребенку время и возможность делать то, что хочется ему самому – даже если вам кажется, что это глупо и не интересно. Стуча формочкой о скамейку, он получает и обрабатывает массу информации: познает свойства предметов, законы физики, возможности и реакции своего тела, проверяет постоянство и изменчивость мира. Важно поддерживать и уважать его стремление к поиску.

При соблюдении этих трех условий у ребенка активизируется заложенная природой программа познания, и он может самостоятельно заниматься своими делами какое-то время. Какое именно – зависит, конечно, от возраста, темперамента и текущего состояния ребенка. Не стоит ждать, что шестимесячный младенец сразу даст вам час свободного времени, как нельзя требовать сосредоточенности и спокойствия от годовалого, когда ему нездоровится или режутся зубы. Ориентируйтесь на своего ребенка, оценивайте, что ему сейчас по силам, а в чем нужно помочь, наблюдайте, что его интересует, и создавайте условия для гармоничного развития. И давайте свободу там, где она необходима. В этом будет много пользы и радости для вас обоих.

Мария Гроховская, психолог

Источник