Как дать детям достаточно любви, несмотря на занятость

Мэгги Дэнт

Большинство родителей никогда не ставят под сомнение свою любовь к детям: мы всем сердцем любим их, даже когда они рисуют на стене картины маминой помадой, не едят полезные овощи на обед, отказываются спать в своей кроватке или дерутся с младшими. Даже если мы злимся, мы все равно всей душой любим их.

Однако дети не всегда чувствуют нашу любовь, потому что само понятие «любви» для них слишком сложно, причем иногда не только для детей, но и для подростков. В каком-то смысле дети воспринимают любовь как глубокую связь — когда они ощущают, что близкие взрослые не просто видят их, но и чувствуют, и понимают их внутренний мир.

Многие говорят о необходимости качественно проводить время с ребенком, и это действительно хорошо, но, к сожалению, в нашем мире, где взрослые так заняты, это может полноценно происходить, пожалуй, лишь раз в неделю, а то и раз в месяц.

И поскольку это вызывает трудности, мне бы хотелось обратить внимание родителей на другую возможность, открытую перед ними, — на те короткие моменты нашего соединения с детьми или «наведения мостов», как я это называю, которые могут происходить гораздо чаще, чем раз в неделю.

Дети живут здесь и сейчас, в настоящем, и когда мы можем проводить время вместе с ними, пусть даже недолго, душа ребенка ликует. Благодаря тому, что мы разделяем с детьми их мир, они понимают, что мы любим их.

Многие родители, которые вынуждены работать, говорят мне, как они борются с постоянным чувством вины из-за того, что не могут проводить много времени с детьми. То же самое происходит с теми, кто работает далеко от дома и часто уезжает в командировки или на вахты, или служит в армии.

Но есть множество способов, очень простых и не требующих большого количества времени, которые помогают формированию сердечной привязанности между детьми и родителями.

Мне очень повезло в детстве, потому что мой отец объезжал хозяйство на ферме на машине и брал меня с собой. И был бесконечно терпеливым слушателем моих рассказов, знающим ответы на все вопросы. Даже когда он стал с возрастом плохо слышать, мы не прекращали так разговаривать, и я знала, что он любит меня.

Концепция особого отношения к детям, создания привязанности через взаимодействие с детьми была сформирована канадским психологом Гордоном Ньюфелдом, в первую очередь, в его книге «Не упускайте ваших детей».

Ньюфелд уверен в том, что тот образ жизни, который мы ведем сегодня, создает условия не для объединения с детьми, «наведения мостов», как он это называет, а для разделения. В то время как у любого ребенка есть внутренняя потребность в сильной привязанности, связи с важным для ребенка неравнодушным взрослым.

Когда разделение происходит постоянно, вера ребенка в нас ослабевает, наши отношения ухудшаются. Я переименовала «мосты» Ньюфелда в «мосты привязанности» — образ жизни, который предполагает сильную соединенность с нашими детьми, что обеспечивает их покой и безопасность внутри семьи.

Если вы будете помнить о том, что, сталкиваясь со сложным поведением ребенка, вам в первую очередь нужно работать над глубиной привязанности между вами и только во вторую очередь — над поведением ребенка, вы окажетесь на правильном пути. Когда дети чувствуют привязанность родителей, им меньше приходится вести себя плохо, чтобы добиться вашего внимания или самоутвердиться.

Итак, как научиться наводить мосты? Несколько «микроспособов» поддержания привязанности между вами:

Мэгги Дент 1

• Подмигивайте ребенку, корчите смешные рожицы, говорите ему «дай пять» или покажите большой палец — это невербальные способы показать включенность в ребенка.

• На время расставания передайте ему с собой какой-то символ — например, договоритесь, что вы положите свой поцелуй в его ладошку или в кармашек.

• Придумайте ваш ритуал перед тем, как ребенок уснет. Помните полюбившуюся многим сказку со словами: «Я люблю тебя до луны и обратно»?

• Пришлите радугу в конверте, пока вас нет.

• Заведите маленький пузырек, где ребенок будет «хранить» пойманные им ваши воздушные поцелуи.

• Расскажите ему об ангеле-хранителе, который его защищает.

• Распечатайте ваше совместное фото с ребенком и положите в пластиковый кармашек в его сумку.

• Записывайте, как вы читаете сказку или ваш вечерний ритуал на телефон, и оставляйте ребенку на время, когда нужно уехать.

• Попросите поделиться кусочком бутерброда.

• Оставляйте записки или смешные картинки в коробочке со школьным завтраком или на зеркале в ванной.

• Прячьте записки по всему дому на время отъезда.

• Если ребенок рисует или раскрашивает, порисуйте немного вместе с ним.

• Садитесь смотреть вместе мультик.

• Обнимайте, гладьте, щекочите ребенка.

Дети, которые чувствуют, что их любят, будут чувствовать себе безопаснее в этом мире, даже если их наказали за плохое поведение. Они будут спокойнее, а это поможет им вести себя лучше.

Чем больше таких моментов мы добавим в нашу жизнь, тем счастливее будут все. Бросьте ненадолго мыть посуду, закройте глаза на непрочитанные письма, постройте мост любви и привязанности к своему ребенку — никогда не бывает слишком поздно.

Как сказал однажды один подросток: «Лучше бы мои родители чаще открывали свое сердце, чем кошелек».

Мэгги Дент (Maggie Dent), австралийский педагог, общественный деятель, писатель

Перевод Анны Сучковой

Источник