Развитие личности посредством искусства (Воспитание искусством) 

tatyana-smirnova

Говоря о воспитании детей, о приобщении их к искусству, мы хотим, чтобы они были культурными, образованными, общительными, творческими людьми; мы хотим привить им нравственные моральные качества, научить уважению к другим и самоуважению, в конце концов – научить их жить в соответствии с внутренним голосом и не быть заложниками обстоятельств». Такова позиция ведущего методиста Международного центра музыкального образования Татьяны Смирновой.Вряд ли найдутся педагоги или родители, которые эту позицию оспорят или скажут: нет, нам это не интересно. Именно это и интересно! Но где начать обучение ребенка, чтобы он развивался именно так, как мы говорим? Куда ни отведи трехлетнего малыша – в школу, студию и так далее, — практически везде сразу начинают заниматься развитием навыков по образцу: «ручку туда, ножку сюда, делай так, как я показываю». Достаточно ли привить ребенку навыки, чтобы вырос гармоничный человек? И становится ли гармоничным тот, кто всего лишь многое попробовал? Этими вопросами я задалась 20 лет назад, начав воспитывать собственного сына. Постепенно сложилась комплексная программа, которую я назвала «Становление личности посредством искусства».

Всё начиналось так:        

Познакомившись с программами для детей от трех лет, я поняла, насколько они упрощают возможности ребенка, а поэтому зачастую строятся на примитивном материале (имею в виду программы 20-летней давности). Я хотела, чтобы мой сын вошел в мир искусства с настоящей классической музыкой, а не с детскими песенками. Для воспитания и развития маленького человека нужна была некая социальная среда, в которой он мог бы развиваться. Так появилась моя первая группа учеников – соседские дети, которые собирались у меня дома.

Стремясь понять своего ребенка, я стала смотреть на мир его глазами, отказавшись от стереотипов, присутствующих в сознании взрослого человека, и как бы родилась заново. Я поняла, на что именно стоит тратить ценное время жизни ребенка, которое не повторится больше никогда. Ведь только до 6-7 лет, а не позже, можно заложить в человека все самое важное из того, что понадобится ему в жизни. И не надо считать, что он «ничего не поймет», не надо сюсюкать с ним, как с котенком. Наша задача – научить ребенка не только одеваться, аккуратно кушать и говорить «спасибо», а научить учиться (причем – легко учиться), научить общаться, трудиться, любить и быть любимым, видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту и этим жить.

Как этого достичь?

На первое место в нашей программе вышла задача развивать эмоциональную сферу ребенка, без чего невозможно восприятие искусства. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены: ребенок не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Именно на практике, вразрез с общепринятым взглядом, я поняла, что, например, симфоническую музыку трехлетки воспринимают лучше, чем большинство школьников. У малышей нет навязанных штампов о ее сложности и, следовательно, нет отвержения. Так я выяснила, что они любят слушать музыку Стравинского, Равеля, Дебюсси, Прокофьева и современных композиторов. Хотя многие из взрослых, даже имеющих специальное музыкальное образование, признаются, что их «раздел» любимой музыки заканчивается XIX веком. Преподаватели зачастую выстраивают знакомство с музыкой в прямом хронологическом порядке от Глюка и далее и не доходят до современной академической музыки, потому что считают ее слишком сложной для себя, и для детей. Но именно для детей, которые только открывают мир музыки, границ сложности не существует. Я убедилась, что близкая им по времени музыка XX века созвучнее их ощущению мира, чем, например, старинная музыка, поэтому пошла в своей программе в «обратной последовательности».

«Проживаем музыку»

Благодаря возрастным особенностям дети моментально входят в образ и начинают в нем жить. Протяни ребенку пустую ладонь, и скажи: возьми яблоко! И он будет «брать», «откусывать», потому что этот предмет для него совершенно реален. Взрослый подумает – где же яблоко? А в детях эта вера, эта готовность играть настолько ярко выражены, что и звуки они воспринимают как реальный образ. Балеты Чайковского, Прокофьева, Стравинского смотрят с огромным интересом. Удивительно? Объясняю почему: мы не просто слушаем, сидя на стуле, а устраиваем спектакль, в котором дети проигрывают все роли. Вместе с персонажами сказок мы переживаем множество чувств и выражаем эти чувства танцем и пантомимой. Ребенок обязательно проигрывает каждую роль, при этом мы ничего не разучиваем, а импровизируем на ходу, вслушиваясь в музыку. Это такая игра. А игра – всегда удовольствие и, что еще важнее, — чистое творчество: играя, ребенок творит. Постоянная свободная импровизация на заданную тему растит творчески активную, интересную личность.

На семинарах мы все это делаем вместе с педагогами, и в такие моменты они в восторге от самих себя, потому что не подозревали что, насколько, оказывается талантливы!..

Тренинг, сказки, притчи и стихи

Сказки адаптируются под учебно-воспитательный процесс и под те задачи, которые мы перед собой ставим. Основополагающая из них – развитие представления о мире и о самом себе через сопереживание. Сказки, притчи, стихи – все становится инструментом для решения задач этического, психологического, социального характера. Например, в традиционном представлении Золушка – хорошая, а ее сестры и мачеха — плохие. Детям сказка показывается иначе. У каждого героя — своя ситуация, и каждый из них по-своему прав. Я стараюсь увести детей от шаблонов «плохой-хороший», «добрый-злой» и подвести их к сложной картине мира, каковой она в действительности и является. Задачи таких адаптаций – пробудить «объемное» мышление, научить выстраивать гармоничные отношения с близкими людьми и с окружающим миром через его позитивное восприятие. Этому служат многочисленные тренинги на основе классической музыки, с которыми мы знакомим педагогов на наших семинарах. Например, тренинги на веру в себя, на снятие страхов, комплексов, на развитие внутренней силы, на самостоятельность, лидерство, на развитие внимания, творческого мышления и многие другие.

Приведу пример тренинг, который проводится на первом уроке. Итак: Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов». Всем известно, что рождение ребенка – это определенный стресс для него и, как всякий стресс, способен спровоцировать психологические проблемы. На музыке «Балета…» я провожу специальный тренинг «нового рождения» для снятия этого стресса. Кратко опишу: «Мы – птенцы, и лежим в яйце. Ничего не видим, не чувствуем запахов, не можем ничего потрогать, можем только слышать. Вы растете, набираетесь сил, и вот уже готовы появиться на свет». Следуя музыке, дети кистью руки «пробивают клювом скорлупку», толчком ног откидывают ее, вскакивают, кричат громко и радостно: «Пи-и»! Создается атмосфера, при которой они ощущают радость и восторг рождения. Сильный толчок ногами и опора на них дает уверенность в жизни – «дети крепко встают на ноги». А потом мы начинам заново открывать мир, который совсем не страшный, а интересный и даже веселый. «Прорабатываем» все чувства, которые спали до рождения: различаем запахи, цвета, тактильные ощущения. И мир вокруг детей рождается вновь и вновь. Таким образом, негативный опыт заменяется положительным.

Так, для решения определенных задач и развития необходимых качеств выбирается каждое музыкальное произведение. Обучая преподавателей, мы обязательно проводим эти же тренинги, и с ними происходят также внутренние изменения, что и с детьми. Поэтому в отзывах звучит неизменная благодарность: «Мы приехали одними людьми, а уезжаем — совсем другими. Вы помогли нам избавиться от комплексов и решить многие наши проблемы. Теперь мы смотрим на мир другими глазами».
Благодатнейший материал – притчи, которые несут в себе вековую мудрость разных народов и религий: буддийские, христианские, исламские, в том числе суфийские, иудейские. Перед детьми стоит задача не пересказать, а донести смысл притчи – это серьезная умственная тренировка. Они думают над притчей, рассказываю ее своими словами, находят в ней тонкие смыслы, затем сочиняют собственные притчи, исходя из опыта своей жизни. Например, я рассказываю притчу: «Маленькая улитка ползет, а воробьи хохочут – «куда ползешь»? – «Ползу за вишней». – «Какая вишня, еще даже почки не набухли»! – «А пока доползу, как раз вишня и созреет». Я предлагаю детям адаптировать эту притчу к их жизненной ситуации. И они начинают объяснять, что чтобы что-то получить, нужно к этому достаточно долго идти, идти спокойно, радуясь каждому новому шагу.
Мы работаем со стихами – причем вовсе не детскими: с поэзией Пушкина, Бунина, Тютчева. Главное — осознать красоту слова. Понимая красоту слова, дети сами хотят говорить красиво.
Когда ребенок эмоционально наполнен, у него появляется желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танце, в музыке: вот теперь развитие навыков становится для него насущной потребностью. И он начинает учиться осознано, для себя, а не для отметки.

Что получается?

Моя программа рассчитана на 7 лет обучения и состоит из двух ступеней: для детей от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет. За период обучения они узнают столько классической музыки, что по объему она превышает объединенную программу музыкальной школы и училища. Приведу пример, который приятно удивил родителей. Братья 4 и 6 лет остались дома одни. Вернувшись, родители застали их за просмотром фильма-оперы «Князь Игорь». Их удивило то, что дети из всей обширной видеотеки предпочли оперу, а не мультики. А другой малыш, просыпаясь, отказывался вставать, пока мама не включит балет «Ромео и Джульетта». И это – типичные случаи для моих учеников: художественные впечатления становятся жизненно необходимыми.

Родители.

На мой взгляд, единственная система воспитания, которая дает реальные результаты, это самовоспитание. В человеке от рождения заложена положительная программа на стремление к совершенству. Зачастую воспитание сводится исключительно к командам – «делай это», «делай то». Я отучаю родителей командовать детьми, потому что выполнение команд еще не говорит о воспитанности человека. Приведу пример: мы попросили родителей не руководить ребенком в том, что он может делать сам, и не делать лишних замечаний. Результат был потрясающий: родители замолчали на целый день. Многие мне потом сказали – «нам просто не о чем было с детьми говорить». Мы, взрослые, даже не отдаем себе отчета в том, какова сила привычки давать многочисленные, нередко бессмысленные указания вроде – «сначала одень колготки. А потом ботиночки». Учитывая, как редко родители хвалят ребенка (по статистике – в день 98 замечаний и 2 похвалы), я вынуждена проводить сказку-тренинг, которая направлена на то, чтобы дети не обижались на родителей, чтобы у них не появился комплекс «нелюбимого ребенка», а чтобы они пришли к мысли: «Меня любят, мне помогают стать тем, кем я хочу». Картинка переворачивается, и дети говорят маме: «Спасибо, что ты меня ругаешь!». Приведу еще один пример. Я прошу детей и родителей в течении месяца составлять список всех счастливых моментов, которые они испытали за два-три дня между занятиями. Если ребенок все время думает, что мама обещала купить велосипед и не купила, то живет с нерешенной проблемой и не видит вокруг себя позитива. А если ребенок научится замечать маленькие радости, — цветок распустился, птичка прилетела, — он будет жить настоящим, которое для него станет прекрасным. И вся жизнь наполниться радостью.

Где и для чего внедрять эту методику?

В нашем Центре мы не выбираем детей – принимаем всех. Нет детей, не способных воспринимать искусство. Сейчас все родители хотят, чтобы их ребенок стал личностью. Но специальных занятий, где бы им помогли, нет ни в системе дошкольного обучения, ни в школе. В общеобразовательной школе дети долгие годы изучают литературу. А многие ли из них любят читать? А где поклонники поэзии? И классическую музыку слушают в детском саду и школе, а в наушниках детей звучит попса. Это общая проблема всей нашей системы образования, которое, в основном, происходит по схеме «заучи и воспроизведи». Родители часто спрашивают у нас: есть ли в нашем Центре подготовка к школе? Я отвечаю: в традиционном понимании – умение читать и писать – нет, но мы учим детей учиться. Почти все мои ученики становятся отличниками. Почему? Потому что они чувствуют и воспринимают иначе, нежели обычные дети, и обучаются по-другому, они включены в процесс, а не сидят на уроках безучастно. Это влияет и на качество, и на скорость обучения. Те дети, которые прошли хотя бы первую ступень по нашей программе, в любом коллективе становятся лучшими: и в детском саду, и в частном лицее, и в общеобразовательной или музыкальной, художественной, балетной школе, в театральной студии. Это показатель эффективности метода. Поэтому и предмет этот может быть внедрен в любом из этих учреждений.

Как передать опыт?

Мою методику сложно внедрить, потому что к такому подходу не привыкли. Просто рассказать о ней в лекционном формате – не имеет смысла. Есть книга «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или Искусство воспитания», которая дает теоретическое понимание, как и эта статья, но научиться через чтение невозможно. Поэтому мы решили проводить семинары-тренинги, создавая на них специально организованную активную среду, чтобы преподаватели смогли освоить методику на собственном опыте. Для них это оказалось также ново и интересно, как для детей. Акцент в обучении ставится на развитии способностей, при помощи которых можно преподавать по этой системе. Каждое упражнение сначала проводится, а затем объясняется, для чего оно нужно и как работает. В обучении мы широко используем проблемный метод, который поставленным вопросом готовит сознание слушателя к восприятию нового, а затем происходит передача знаний. Педагоги не только проживают все на себе и получают информацию, но и начинают самостоятельно творить прямо на семинаре – сочинять сказки, проводить игровые занятия с коллегами. Но это взрослые, и с ними сложнее, чем с детьми, поэтому сначала надо убрать страхи, зажимы, повысить самооценку человека.

Большинство учебных заведений работает в парадигме «получаем информацию — передаем ее дальше». Чтобы отказаться от этого, чтобы пробудиться к истинному знанию, нужно попробовать по-другому. И когда преподаватели – участники семинаров – начинают раскрываться, они удивляются и радуются тому, насколько способны и талантливы. Ко мне на занятия неоднократно приходили психологи, в том числе из МГУ с кафедры возрастной психологии, которые насчитали 6 психологических методов, одновременно применяемых в течении 60 минут наших уроков с детьми. Эти же методики применяются и на семинарах.
Программа семинаров очень сконцентрирована. На каждый год обучения отводится по четыре дня семинарских занятий. Прошедшим у нас обучение мы всегда готовы оказать содействие консультациями, открытыми уроками и их видеозаписями. Наши двери всегда открыты!

Татьяна Смирнова, педагог, автор методики «Воспитание искусством», ведущий методист Международного центра музыкального образования 

Источник