Перегруженный ребёнок: 15 лет спустя

перегруженный ребенок

Плюсы и минусы чрезмерно загруженного детства кружками и секциями.

В школу меня отдали, как только мне исполнилось шесть. Летом отпраздновала день рождения, и уже в сентябре я попала под крыло заботливой бабушки, которая сразу же задалась целью научить меня всему. «Сейчас потерпишь, потом скажешь спасибо за то, как мы в тебя вкладывались». Я могу сказать только одно: слава всем богам, что во времена моей учёбы в начальной и средней школе о ЕГЭ ещё только разговаривали.

В 1 классе я ходила на балет, плавание, английский и то ли логику, то ли риторику. Выходные проводила в художественной школе (по шесть часов) и консерватории (музыкальная теория «для общего образования»).

Ещё было несколько лет большого тенниса, бальные танцы и восточные единоборства (когда стало ясно, что танцор из меня так себе). Когда у меня что-то выходило не совсем гладко, менялись репетиторы или школы, но количество занятий (стабильно два кружка/две секции после школы) оставалось. Бедный ребёнок? Ну не совсем.

Плюсы «перегруженного» детства

1. Организованность.

Лень? Без шансов. Встать вовремя, рассчитать время и распределить задачи — легко. В школьные годы потерянные 10-15 минут означали не успеть куда-то, недоделать что-то, что цепочкой перекидывалось на следующие занятия и превращало день в хаос. И привычка контролировать себя и свой день закрепилась на века.

2. Многозадачность и никакой прокрастинации

К старшим классам я вполне научилась на понятном материале по алгебре заниматься литературой и рисовать во время перерыва в тренировках. Мозг привык работать в таком режиме, и сейчас это здорово помогает в работе.

3. Отличная память

По-другому было бы просто невозможно. Когда у тебя нет целого вечера, чтоб запомнить стихотворение, ты учишь его за 20 минут. Суперплотный график — отличная тренировка памяти.

4. Беспроблемное поступление

Поступление мне далось легко, несмотря на нововведения. Информацию я научилась усваивать быстро, организовать себя могла, проблем не было никаких.

5. Знания

Удивительно, но остались. Какая-то часть той кучи информации, что я беспрестанно зубрила, осела в моей голове и до сих пор иногда всплывает в неожиданные моменты (а вы помните хронологию Ледового побоища?)

И, конечно, минусы

1. Социальный ноль

До 8 класса у меня не было друзей. Вообще. Мне не о чем было поговорить с одноклассниками, так как все популярные фильмы/игры проходили мимо меня. Комплексы с того времени разбираю до сих пор.

2. Неуверенность в себе

То, что достаёт меня и сейчас. Я с большим опозданием училась общаться, проявлять себя, отстаивать свои интересы. Помню, оказавшись в компании, могла часами просто молчать, бояться произнести что-то.

3. Депрессия

К концу школы мне не хотелось ничего. Я на автомате слушала, записывала, запоминала. Не видела смысла, цели. Страшно вспоминать, но думала о суициде. Из этого состояния меня вытащила первая влюблённость. И я боюсь представить, что бы было, если она была невзаимной.

4. Неумение отдыхать

Если за полчаса я не сделала ничего полезного — начинается паника. Валяться на диване и смотреть фильм? Невозможно, буду параллельно проверять рабочую почту или гладить. Почитать спокойно книгу? Только если во время готовки или прогулки с собакой.

Все люди разные. Кому-то любая нагрузка нипочём, экстраверт вряд ли в одночасье превратится в замкнутого интроверта. Я вспоминаю школу без энтузиазма, как что-то мрачное, скучное и бесконечно длинное. Куда там до «школьные годы чудесное» и «лучший период в жизни!»

Поэтому, мне кажется, иногда стоит пойти на поводу у ребёнка и прогулять репетитора, или бросить танцевальную школу, если музыкальный слух так и не появился. Это вряд ли закроет путь в лучшие вузы, зато даст ребёнку возможность хоть немного передохнуть.

Марина Морозова

Источник