Как сохранить индивидуальность ребенка в творческой работе

Ларькина

Живопись тесно сопряжена с чем-то глубинным, внутренним. Основной моей задачей является поиск подхода к разработке системы узнавания этого самого внутреннего, отличающего ЭТОГО ребенка от остальных.

Творчество-процесс очень тонкий, индивидуальный. Поэтому занятия по рисованию отличаются от занятий по, например, математике. В живописи закономерностей не меньше, чем в точных науках. И свои правила там тоже есть, очень строгие.

С одной стороны, есть огромный риск сломать уникальность детского творчества. По этой причине не всегда стоит использовать в работе готовые трафареты для детей: замечено, что такие поделки в детской группе похожи настолько, что отличаются только подписью имени малыша. Все детали были уже заранее подготовлены и вырезаны, поэтому и места для творчества ребенка не остается.

С другой стороны, «тяжелый академизм» тоже может раздавить то хрупкое, что стоит пытаться сохранить. Лучше избегать очень строгих указаний «как надо» и «как правильно» делать. Стоит показать эти правила, а не указывать на них. Если ребенок увидит эти художественные закономерности, он сам их переймет. Не по этой ли причине очень многие люди не заканчивают хорошие, классические художественные школы? Многим просто не интересно.

Принимая во внимание вышесказанное, не следует думать, что любое бумагомарание — и есть творчество. Сейчас любой человек может набрызгать краску на холст и назвать это современным искусством. Грань между искусством, пусть даже современным,авангардным, и «бумагомаранием» все же есть. Она очень тонкая и заключается как раз в соблюдении закономерностей живописи и композиции.

Следует работать над тем, чтобы соединить в детском творчестве то особенное, что есть в ребенке, со строгими канонами живописи и академизмом. Это довольно важно: понять, в каком именно направлении двигаться именно этому ребенку? Какой именно для него разработать план? Для каждого ребенка разрабатывается свой, только ему подходящий, план.

Таким образом, становится понятно, чем отличаются групповые занятия от индивидуальных. К сожалению, при работе в группе невозможно учесть личность ребенка, он-лишь один из многих. В детских студиях работы всех малышей выглядят как инкубаторские, а в художественных школах очень жесткая учебная программа и там никому и дела нет до того, что ребенку, например, неинтересно часами чертить (а потом стирать и исправлять, снова чертить) кубы. Так ломается то, что как раз и следовало бы развивать!

Детские психологи все же придерживаются мнения, что не существует методики по какому-либо предмету, которая подходила бы абсолютно всем детям. Может быть нашей педагогической системе уже пора увидеть самого ребенка и подстраивать программу под него, а не наоборот?

Екатерина Ларькина, детский психолог-специалист, член Международной ассоциации детских психологов, магистр педагогики, художник-мастер, член Самарского Творческого Союза художников, https://vk.com/mnogo_masla_spb