Как найти время для занятий с ребенком?

kak_nayti_vremya

И зачем вообще с ним заниматься?!

Почему маленькому ребенку важно, чтобы именно родители с ним играли и занимались? Потому что вы даете ему значительно больше, чем любая игрушка. Занимаясь легко и с удовольствием, вы помогаете ребенку улучшить речь, готовите его к чтению и письму, развиваете общую и мелкую моторику, координацию и равновесие, учите выражать свои чувства и потребности. Создавая для ребенка добрую воспитательную и образовательную среду, вы помогаете ему гармонично развиваться, вырасти умной, доброй, ответственной, сильной, смелой и чуткой личностью.

Выдающийся психолог Лев Выготский открыл закон, назвав его «зоны ближайшего развития ребенка». По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается преимущественно за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым или наблюдая за взрослым, а не тех, которые лежат за пределами кругов. И именно благодаря тому, что это было «вместе со взрослым». Зона дел «вместе» – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

Ребенок, с которым занимаются, особенно в игровой форме, будет чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее ребенка, на чьи просьбы поиграть практически всегда отвечают отказом.

Маленький круг должен всё время перерастать в большой: важно слышать каждое детское «я сам» и давать возможность проявить самостоятельность, подсказывать, как сделать самому, с учетом возрастных способностей.

Ребенок, к которому отыскивали «ключики», с которым проводили время, энергию которого мягко перенаправляли, во-первых, меньше проказничает, так как знает много других способов времяпрепровождения, во-вторых, умеет прислушиваться к родительским комментариям, в-третьих, демонстрирует то же отношение к окружающим, какое привык чувствовать к себе. Ребенок, которому в первые три года его жизни уделяли много времени, сможет и сам себя занимать в течение долгого времени, чередуя свои игры и занятия. Именно так, как его научили.

Но многим родителям… скучно заниматься с ребенком. Настрой на занятие, игру с ребенком может происходить примерно так. Представьте, что вы приезжаете в дорогое вам место, в котором вы давно не были. Что вы чувствуете? Скуку и уныние, «обязаловку» посещения и «поскорее-бы-это-кончилось-стирать-пора»? Нет. Вы наслаждаетесь каждой минуткой, вы замечаете малейшие изменения, вам радостно и чуточку грустно, что всё теперь иначе. И такие же чувства можно проявить в игре с малышом. Можно «вспомнить» свой детский восторг, свою любовь играть и заново прожить эти моменты вместе с ребенком, купаясь в его радости. Можно просто радоваться счастливой улыбке ребенка, которому уделили время!

Чтобы найти время на занятия и игры с ребенком, надо упорядочить и, тем самым, сократить время на выполнение всего остального повседневного. Можно успевать заниматься с ребенком, если:

  • не «собираться позаниматься», а заниматься: накопленный багаж разнообразных «я собираюсь» обращает энергию внутрь – на саморазрушение, а это усталость, депрессии, болезни;
  • расставлять приоритеты и планировать, чтобы не тратить время на обдумывание, чем же нужным и полезным заняться, пока ребенок заигрался или уснул: 1/2/3 важных дела каждый день и мелочи, а не выматывающий даже визуально список из 10-20 дел. Действительно важных и значимых дел, которые двигают вас к вашим целям. Всё остальное – по мере возможности. Это позволяет легко переключаться между задачами, используя каждое свободное мгновение и сберегая свои внутренние ресурсы. В противном случае первая мысль: «проверить телефон, соц.сети, почту,» — и драгоценные минутки истекли. Так, перестав участвовать в постоянной гонке, вы станете успевать гораздо больше, делая меньше дел;
  • сложное или неприятное делать с утра;
  • организовать окружающее пространство: избавиться от лишнего, организовать удобное хранение вещей, документов, детских игрушек и т.д., а также создать свою эффективную систему уборки, которая позволит тратить на наведение и поддержание порядка минимум сил и времени;
  • отдыхать, в том числе перед сном: для того, чтобы много успевать – очень важно постоянно «подзаряжать» свои «батарейки». Мама, которая, устав, выделяет для восстановления своих внутренних резервов и душевного равновесия хотя бы 3-5 минут, успевает больше, а ребенок получает замечательную маму, у которой есть силы дарить своим близким любовь, тепло и заботу. Часто же мама бежит спать, отрываясь от монитора или телевизора в то время, когда ребенок заплакал, а на утро чувствует себя всё такой же уставшей и разбитой;
  • позволить себе совершать ошибки: часто из-за страха ошибиться мы откладываем решения, дела или какие-либо начинания на неопределенное время. А ведь ошибки – спутники развития, они – как первые шаги. Развитие, а не совершенство сразу, – вот что важно. Правильно относиться к ошибкам – это перестать винить себя и/или искать виноватых. Всё, что нужно сделать, это принять ситуацию и задать себе вопрос: а как я поступлю в этом случае в следующий раз?
  • работать за компьютером, не тратя время на обдумывание: написать письмо или статью, составить таблицу можно и от руки, а набор текста и заполнение готового шаблона таблицы занимает намного меньше времени;
  • жить в реальности, заглядывать в социальные сети 1 (один) раз в день: компьютер или смартфон не столько помогают нам, сколько поглощают, просто пожирают наше время с невероятной скоростью, если реагировать на каждое сообщение. Привычка, которая поможет Вам успевать больше, а значит, находить время на общение и занятия с ребенком, – привычка включать компьютер в определенное время и выключать его после. То есть как раз та, которой родители так мечтают научить своих детей!
  • научиться делать несколько дел сразу – вместе с ребенком:
    • читать ему стихи и пересказывать короткие рассказы и сказки, пока везёшь в коляске маленького ребенка, или по дороге в сад, в школу, на кружки, на дачу, в гости, в театр, в зоопарк (и обратно). Ребенок получит толику родительского внимания перед садом или школой и вдохновляющий глоток радости.
    • занимаясь уборкой / глажкой / мытьём посуды / починкой одежды и т.п.:
      • читать стихи (у ребенка книжка в руках, мама читает стихотворение наизусть, т.к. после 3-4 прочтений запомнила), рассказывать сказки,
      • малышей просить найти твердое, мягкое, деревянное, самое большое и самое маленькое (заодно прося то положить на место, это – на другое место),
      • декламировать стихи-зарядки,
      • обсуждать с детьми их дела в саду, школе, вместе ухаживая за домом.
    • наладить контакт со своим ребенком: прислушиваться к своему ребенку, понимать его потребности, научиться общаться со своим ребенком уважительно, вдохновляя, без постоянных упреков и критики, научиться правильно выражать свои негативные эмоции, чтобы они не вредили ребенку, а учили его справляться с собственными негативными эмоциями, читать ребенку и играть с ним и каждый день делать вклад в построение близких и доверительных отношений. Когда этот контакт есть, тогда вы уже можете договариваться с ребенком, учить ребенка уважать личное пространство мамы, и любые конфликты будут решаться намного мягче. Ребенка важно предупреждать, что и как будет: сейчас мы книжку читаем, потом я иду белье замачивать (со мной пойдешь или в конструктор поиграешь?). Если ребенок играет сам, не стоит прерывать его игру.

Трудно перестроиться и находить хотя бы 30 минут на занятия с ребенком, особенно в рабочий день? Тогда 3 раза по 10 минут. Или 6 раз по 5 минут. В Японии в бизнес-практику широко внедрены презентации Печа-Куча, рассчитанные строго на 6 минут 40 секунд. Это то время, на которое человек (и взрослый, и ребёнок) легко способен сконцентрироваться, и этого времени достаточно, чтобы объяснить суть любого вопроса. Ребенок рад простому мимоходному объятию, что уж говорить о 5 минутах?!

Как помнить, что надо 6 раз отвлечься на 5 минут? Привязать это событие к другому – повторяющемуся. Например, вымыла руки – уделила 5 минут ребенку.

5-10 минут хватит, чтобы:

  • С малышами: слепить зверюшку и дать ребенку поиграть в неё, обсудить иллюстрацию, дорисовать недостающий предмет на рисунке, найти отличия, прочитать небольшую сказку, стихотворение или рассказ (золотое правило пробуждения любви к чтению: «Читайте вместе с ребенком»), разыграть сказку, найти, что нарисовано неправильно, разнести «почту» (стикеры) по нарисованным домикам с цифрами или подписанным квартирам в многоэтажном доме, поиграть в пальчиковую игру, поиграть в ролевую игру, провести домашний опыт (где быстрее растворится кусочек льда: в стакане с горячей водой, с холодной или с теплой?), во время еды можно подсчитать, сколько на тарелке оладушек, ягодок, кусочков овощей или фруктов, можно вычитать, складывать, определять множества…
  • С детьми постарше: прочитать притчу, стихотворение, главу из рассказа, обсудить иллюстрацию, стихотворение или книгу, вписать слово в квадратики, проиграть пару математических примеров, придумать рифмы к словам, поиграть в «что чем было?», «кто кем был?», «что чем будет?», «кто кем будет?», отгадать несколько загадок, провести «химический опыт» на кухне, обсудить события в семье, школе, городе, мире…

У мамы находится время на всё, что она считает важным: приготовить, постирать, убрать, отвести-забрать и т.п. Как только общение с ребёнком, игры с ним, занятия ставятся в ранг «важных», на них находится время. Вы чутки к потребностям ребёнка – он тоже будет чутким. Чем человек занимается – то для него и важно, это и есть его жизнь. Если спонтанно трудно придумать что-то, кроме чтения, можно взять за правило каждый вечер 5-10 минут выделять на подбор занятий на следующий день. И только от Вас зависит, будет ли в Вашей жизни счастливое время, проведённое вместе с ребенком! Вы получите огромное удовольствие, наблюдая, как он становится более ловким, как растёт его словарный запас, как из эгоцентричного карапуза он превращается в социально вовлечённого ребенка.

Наталья Ольховая