Игра и обучение в игре – одно и то же?

Беляева_игра 565

Забота об образовании детей – один из краеугольных камней для родителей. С одной стороны, хочется продлить своему малышу беззаботное детство, а с другой – потоки информации и скорость жизни в городе настолько велики, что жизненно важно успеть дать все необходимые знания ребенку. Возникает распутье: красть у ребенка детство, отдавая его с раннего возраста на различные занятия, или оставить его в покое, дав свободу играть, сколько угодно. Выбор сложный, но на спасение приходит лозунг многих детских центров: «игровое обучение»! Казалось бы, что это компромисс, но так ли это на самом деле?

Спор о терминологии

Прежде всего, стоит разобраться, что такое игровое обучение, и сильно ли оно отличается от игры. Наиболее простое и полное определение понятию «ИГРА» дал в 1982 году Боб Хьюз (современный британский исследователь детских игр и игровых пространств): поведение, которое выбирается самостоятельно (дети сами решают, когда, где и во что играть), направлено на самих игроков (дети самостоятельно устанавливают правила и распределяют роли), чётко мотивировано и реализуется не ради какой-либо награды, признания или обретения статуса. Важно то, что это игра ради самой игры. В этом заключается главная особенность – отсутствие цели или желание результата. Как только они появляются, игра превращается в соревнование или «игровое обучение».Беляева_игра1

Что же по этому поводу говорят методические пособия педагогов?  Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

То есть здесь важен не процесс ради процесса, а конкретный результат. Например, назвать правильное число морковок при покупке в игровом магазине, или правильно посчитать сдачу, назвать продукт. Здесь акцент смещен на знания ребенка, а не на его желание играть.  Кроме того, в игровом обучении на второй план отходят отношения (которые имеют ключевое значение в ролевой игре), исчезает ценность в вежливых обращениях друг к другу, нет диалога между «продавцом» и «покупателем» в игре, нет места спонтанному желанию изменить сюжет, и больший вес имеют правила, заданные педагогом, нежели те, которые могли бы придумать дети (как это бывает в свободной игре).

Игру и игровое обучение объединяет «понарошковость», создание условных ситуаций, возможность для ребенка овладеть новыми навыками.  «Разве этого недостаточно, чтобы ребенку наиграться?» — задаются вопросом многие родители. Попробуем разобраться.

«Дефицит игрового развития»

Этот термин появился относительно недавно, но уже тот факт, что он имеет место, говорит о многом. Специалисты признали игровой вопрос достаточно глобальной проблемой, которую необходимо решать. В 2013 году ООН даже приняла дополнения к Декларации прав ребенка, связанные с правом ребенка на игру. В Британии появилась отдельная профессия – плейвокер (playworker). Специалисты проходят двухлетнее обучение и работают на приключенческих площадках, где их главная задача не управлять и не руководить (а это достаточно сложно для взрослых, которые хотят помочь), а развивать игровую активность ребенка, поддерживая самостоятельную игру. Они не аниматоры и не воспитатели в общепринятом понимании, они скорее похожи на «хранителей игры».Беляева_игра2

Общества развития детской среды начали появляться во всех европейских странах, потому что дети разучились играть. И это серьезно, потому что именно в игре дети научаются слышать друг друга, придумывать, договариваться, управлять своими эмоциями, наблюдать и анализировать. До семи лет это ведущая деятельность детей и их способ познания мира и себя (в первую очередь, ролевая игра). Но разве нельзя восполнить «игровой дефицит» тем самым «игровым обучением»?

Миф и реальность

В силу того, что у игрового обучения есть цель и анализ, то главные принципы ролевой игры уходят на второй план, либо сводятся на нет. Грань между этими двумя процессами тонкая, но именно она влияет на последующее развитие ребенка.

В свое время Л.И. Эльконинова (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО) экспериментально доказала, что ролевая игра не может выполнять никакие дидактические функции. Игра может использоваться в качестве формы обучения только после того, как ребенок уже получил достаточный опыт настоящей игры.

Проводились исследования, результаты которых обобщила С.Л. Новоселкова (доктор психологических наук) и сомнений не осталось: подчинение игры задачам обучения наносит детям ущерб. Для реализации образовательных программ, построенных на игре, дети уже должны уметь играть.

Беляева_игра3Однако уровень развития игры у современных дошкольников довольно низкий. Именно таков результат посещения кружков раннего развития, где есть задача научить детей чему-то конкретному без опоры на их желание и фантазию и при отсутствии времени на игру. В детских садах и школе ситуация тоже неоднозначная. Казалось бы, что здесь самое место игре, однако согласно проведенному опросу свыше 150 столичных педагогов, 35% из них не видят разницы между игровой формой занятия и игрой (данные журнала «Обруч» №3, 2014 г). В связи с этим многие специалисты переживают, что реализация новых стандартов может свестись к тому, что детская игра будет постоянно «обогащаться» какой-нибудь полезной дидактической задачей, и тем самым игра «уничтожится на корню». Родителям стоит уделять особое внимание знакомству с педагогами своих детей и их взглядам на игру, если есть желание сохранить для ребенка возможность этой важной деятельности. Только это может послужить гарантией того, что всё пребывание ребенка в учреждении не сведётся к игровому обучению, а игра будет поддержана взрослым. На сегодняшний день это очень актуально.

По результатам исследований за 2011 год на Всероссийской конференции Федерации психологов о проблемах развития дошкольников в современном обществе было озвучено страшное: у детей в день на столь важную деятельность остается меньше 15 минут!

Исходя из всех этих данных, можно оценить ущерб, который родители волей или неволей наносят ребенку, лишая его игры. Остается только балансировать между своим желанием «додать» ребенку знаний и его свободой, ролевой игрой, без которой всеми полученными знаниями ему будет крайне сложно пользоваться.

Наталья Беляева, педагог, руководитель проекта «Культура игры»